Страница 3 из 4
Земля обетованная - Таврида
Исходя из сказанного, мы можем предположить, что созревшее у поэта желание покинуть Петербург не было случайным. Пушкин хотел изменить обстановку своей жизни. А Таврида, «земля обетованная» романтиков, была едва ли не самым идеальным из «чужих краев», прежде всего с точки зрения эстетических интересов поэта. Так что сознательное стремление посетить Крым у Пушкина, очевидно, было. Скажем осторожнее: могло быть. И причину надо искать не только во внешних обстоятельствах, но и в литературной традиции, в тех очень прочных личных и творческих связях, которые соединяли Пушкина с Батюшковым. Это духовное родство двух поэтов отмечал Белинский. В одной из своих работ («Сочинения Александра Пушкина») он писал: «...его ясный, определенный ум, его артистическая натура гораздо более гармонировали с умом и натурою Батюшкова,
чем Жуковского... Батюшков был учителем Пушкина в поэзии, он имел на него столь сильное влияние, что передал ему почти готовый стих».
Батюшков передал Пушкину и свой особый интерес, свое тяготение к античности, а заодно, что вполне естественно, к «русской Элладе» Крыму. Здесь духовная их близость очевидна. С античностью связаны были возвышенные идеалы доблести, геройства, свободы, обращаться к теме античности заставляло обоих поэтов чувство «отверженности» и одиночества среди суетной бездушной толпы, чувство трагического разлада между идеалом и действительностью. А Таврида и для Батюшкова и для Пушкина благословенный край, противостоящий столице, «душному городу» с его своекорыстием и жестокостью.
Обратимся теперь к знаменитой элегии Пушкина «Погасло дневное светило...» первому из «крымских» стихотворений, созданному на борту корабля, шедшего в Гурзуф. Вот выдержка из авторитетного исследования: «Комментаторами было отмечено в элегии любопытное, с трудом поддающееся объяснению противоречие: говоря о местах, которые он впервые видит, мимо которых впервые проезжает, Пушкин говорит о своих воспоминаниях, связанных с этими местами, о воспоминаниях любви...»
Не такой уже неожиданной была для Пушкина встреча с Тавридой. Он ехал сюда как в знакомую страну, потому что прекрасно знал ее и любил по стихам Батюшкова, ехал с определенным душевным настроем. Возможно, поэтому и произошло в Крыму его нравственное обновление и начался творческий подъем под влиянием светлых воспоминаний о юношеской «утаенной любви» («года моей весны»), «в кругу милого семейства» Раевских.
Не секрет, что летом 1820 г. Пушкин был полон мрачной скорби и отчаянья. Свидетельством тому послесловие к «Руслану и Людмиле»:
"И скрылась от меня навек Богиня тихих песнопений."
Таврида
Но он преодолел скорбь, нашел в себе силы стать выше житейских обстоятельств. В лирике его зазвучали иные мотивы, в ней явственно ощутим пафос утверждения земных начал, реальности земного счастья.. Такова «Таврида». В этой элегии Пушкин как бы полемизирует с Батюшковым, у которого сквозит в стихах горькая мысль о недостижимости счастья на земле, о том, что возможно оно лишь на небе (элегия «К другу»). Пушкин же с небес стремится на землю:
"Так если удаляться можно
Оттоль, где вечный свет горит,
Где счастье вечно, непреложно,
Мой дух к Юрзуфу прилетит.
Счастливый край, где блещут воды,
Лаская пышные брега,
И светлой роскошью природы
Озарены холмы, луга,
Где скал нахмуренные своды..."
Гостиницы :
Дома :
Квартиры :
Вернуться на Главную :
Панорамы Гурзуфа :
Фотографии Гурзуфа :
Обсудить в форуме :
Новости